Задумывались ли вы о том, что часто
за повседневными заботами мы
не замечаем как меняются наши дети?
|
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем
за временем и воспринимаем ребенка так, как будто он все еще тот малыш, каким
был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за
него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно. |
|
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок
уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым,
ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к
этому. |
Вот почему очень важно знать о возрастных
особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть
готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые
становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Несомненно, все дети разные, и
каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие
закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго
сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать
все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д.
Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время
не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно
относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для
того или иного возрастного периода особенностях.
Возрастные особенности детей 2—3 лет
В этом возрасте малыш еще не может
управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер.
Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь,
переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается
речь ребенка.
В этом
возрасте вашему ребенку важно:
|
Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также
осваивает окружающее пространство. |
|
Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами,
потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием
мозга и речи. |
|
Как можно
шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии
контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом
возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов,
всегда меньше, чем количество понимаемых. |
|
Играть,
поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические
функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш
осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия. |
|
Продолжать выстраивать
отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от
родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии,
заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех
его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи.
Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют
«рядом, но не вместе». |
|
Получать помощь
взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается,
поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма
аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи. |
|
Иметь достаточно времени для
того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом
возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение,
что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. |
|
То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что
непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в
будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не
скоро подарят. |
Вам как его родителям важно:
|
Понимать,
что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами
утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности
организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы
беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет
прекрасно, если именно вы, хотя бы иногда будете его партнером по игре. |
|
Предоставить
ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями
конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям
предметами. Обязательно под присмотром взрослого! |
|
Чаще
разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он
видел или, в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с
малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее
произносить то, что мама обычно понимала с полуслова. |
|
Относиться
к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное
состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда
способен их четко сформулировать и заявить. |
|
Помнить,
что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности
открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать
возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте
через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового. |
|
Понимать,
что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него
существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему
будущему им совершенно не воспринимаются. |
|
Относиться
спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае
возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается
какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень
силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка
следует утешить или переключить его внимание. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий